308 Основы исследоват. деятельности

 14.03.2024 год

5, 6-7 урок

Раздел 2. Выбор и формулирование темы, постановка целей. Определение гипотез.

Тема: Определение цели и задач исследования.

Задание: Создать краткий конспект.

Цель выполнения НИР для учащихся – формирование научно-исследовательских навыков будущих исследователей, навыков для самостоятельного планирования, разработки и реализации НИР, развитие аналитического мышления для сбора, анализа и систематизации научной информации и ее оценки, а также возможность практического применения результатов НИР и готовность к их внедрению в профессиональной области.

Цель исследования – это одно или несколько предложений (утверждений), используемых для выражения общего смысла (цели) работы с указанием на ее тематику (методы, методологию), которая была выбрана для научного исследования.

Если цель правильно сформулирована, она ясна и понятна, то и задачи будет сформировать не сложно.

Три простых шага для формулировки цели НИР

Если у вас не написана цель исследования, и вы пока не знаете, как правильно ее сформулировать, рекомендуется делать это поэтапно, выполнив три простых шага.

Определить намерение. В формулировке цели должно присутствовать толкование или намерение вашей работы. Под «намерением» подразумевается некое действие, которое вы намереваетесь выполнить в исследовании, т.е. то, для чего вы собираетесь его провести.
Намерение в цели НИР может выражаться в виде глаголов или словосочетаний. Например, можно использовать такие: «чтобы оценить»; «найти решение»; «определить»; «изучить»; «улучшить» и т.д.
Один из способов определить свое намерение это – подумать и предварительно описать, что вы хотите сделать в своем исследовании. Для этого учащемуся нужно задать самому себе ряд вопросов к своей работе и найти на них ответы. Это можно сделать следующим образом:
«Моя исследовательская работа направлена на (что?) [... (оценку), (изучение), (исследование), (определение взаимосвязи), (изучение взаимного влияния), (изменение структуры) т.д. Действие может быть любым, какое вы для себя определите, главное, чтобы оно полностью соответствовало направлению (тематике) вашей работы.

Определить причину. После того, как вы определили свое намерение (т.е. действие), определите причину – для чего вы намереваетесь выполнить данное действие. Например, берете ваше «намерение» – изучить (оценить, исследовать, определить) что-то и спрашиваете себя – для чего? Для (идентификации), (диагностики), (описания), (выяснения), (понимания) и т.д.

Определить направленность. Направленность указывает на характер вашего исследования. Например, будет ли в его основе лежать количественное или качественное описание неких исследуемых факторов, или же исследование будет строиться на анализе полученных данных, либо на результатах проведенных экспериментов и др.

Перечисленные выше шаги не обязательно должны быть именно в такой последовательности. Вы вполне можете определить направленность исследования до того, как установите свое намерение и наоборот.

Примеры составления цели НИР

Для примера рассмотрим и разберем две условные Цели НИР, чтобы показать все ее составляющие в действии.

Пример 1: «Исследовать группу школьников для определения факторов, способствующих их мотивации к учебному процессу и разработать учебную программу, направленную на усиление данных факторов».

Начинаем задавать вопросы:

Что собираемся выполнить? Основой данной работы является «исследовать группу школьников» (наше намерение – исследовать). Тут можно уточнить, какую именно группу – младшие классы, школьники в возрасте от 7 до 9 лет, определенная школа и т.д., любое необходимое дополнение, конкретика, при необходимости.

Для чего мы его проводим? Чтобы выявить факторы, способствующие мотивации школьников к обучению (причина – чтобы выявить).

Как мы будем выполнять исследование? Путем сбора данных, полученных по результатам опроса (беседы) школьников и анализа полученных данных (направленность – сбор информации, получение данных). На основе результатов проведенного исследования мы предполагаем разработать (усилить, улучшить) учебную программу.

Так как цель НИР учащихся все-таки показать свою способность к проведению самого научного исследования, то в приведенном примере, основным намерением будет являться проведение исследования среди школьников, то есть сам исследовательский процесс. Разработка или создание учебной программы на основе полученных результатов – это уже второстепенное намерение.

Основная цель работы будет достигнута за счет ответов на вопросы: «Что, по мнению школьников, помогает получать интерес от обучения?», «Что мотивирует школьников заниматься обучением?», «Каким они видят учебный процесс?» и другие подобные. Задавая эти вопросы определенной группе школьников, а затем проанализировав их и сформировав выводы – вы проведете свое исследование и продемонстрируете свои способности к организации и реализации НИР.

Второстепенная цель работы, которая является следствием основной, это ответы на вопросы: «Какую из полученной информации и каким образом мы можем применить для создания учебной программы?». Эта часть работы будет направлена на практическое применение достигнутых вами результатов.

Задачи научно-исследовательской работы

Постановка задач является важной частью научной работы. Их формулировка в НИР заключается в том, чтобы продумать и прописать все этапы, которые войдут в исследование. Задачи обязательно пишутся в работе после первого упоминания цели НИР. Среднее количество задач в разных научных работах составляет от 4 до 7. Но конечно, это число может быть, как меньше, так и больше, в зависимости от объема исследования. Не желательно, чтобы задач было меньше 3 или больше 10. Однако, тут все очень индивидуально.

Задачи НИР – это шаги, необходимые для поиска ответа на основные вопросы исследования, а, следовательно, и для достижения цели исследовательской работы. Задачи показывают, как и в какой последовательности вы планируете выполнять ваше исследование и какие результаты получите на выходе.

Именно задачи НИР отвечают за полученные результаты НИР. При формулировке задач используйте глаголы «определить», «изучить», «выявить», «систематизировать (данные)», «создать (программу)», «разработать (методику)», «написать (программный код)», «проанализировать» и др.

Формулировки задач могут быть разными, но есть типовые, которые присутствуют в большинстве исследовательских работ. Например, в качестве задач НИР могут выступать следующие типы:

провести литературный обзор по теме исследований;

выявить проблематику исследуемого вопроса;

провести сбор и анализ полученных данных (результатов);

выявить научную проблему и обосновать ее актуальность;

раскрыть и доказать теоретическую и/или практическую значимости НИР;

разработать план НИР;

выбрать и обосновать применяемые научные методы и методики, или средства измерения, методы обработки информации и т.д.;

выполнить критический анализ результатов НИР;

протестировать инструменты анализа данных;

разработать концепции НИР.

Принимая вышеперечисленное за основу, необходимо взглянуть на вопросы вашего исследования и определить, какие конкретно задачи необходимо выполнить с точки зрения структуры вашей НИР (ее плана).

Во-первых, задачи необходимы, чтобы достичь поставленной цели исследования. Во-вторых, они нужны для получения результатов, так как все задачи выражаются через результат. Существует негласное правило – одна задача – один результат. Это означает, что сколько задач у вас обозначено в работе, столько же и результатов у вас должно быть по ее завершении.

Важно, что все задачи должны быть ощутимыми и достижимыми, т.е. задача должна быть сформулирована таким образом, чтобы, прочитав ее было понятно, какая работа (шаги, действия) будут выполнены в ходе ее реализации. Будет являться грубой ошибкой, если задачи НИР написаны в какой-то расплывчатой неясной форме.

Возвращаясь к Примеру 1, задачами нашего исследования могут быть:

Провести обзор литературы (об использовании школьного раздаточного материала учащимися младших классов (чтобы определить, какие ранее были выявлены проблемы, связанные с неприятием их детьми)).

Опросить группу школьников разных возрастов (об их использовании и знании того, какие дополнительные внеклассные материалы школа может им предоставить для их саморазвития).

Опросить группу педагогов школы (чтобы выяснить, что они знают о том, что нравится или не нравится их учащимся с точки зрения использования дополнительных учебных материалов и мотивации детей).

Выявить пробелы в знаниях школьников (о том, что школьная библиотека может дать им в качестве дополнительного обучающего материала).

Систематизировать полученные данные (и определить пробелы в используемой учебной программе).

Разработать актуальную учебную программу, направленную на усиление мотивационных факторов.

Как вы можете видеть, у нас сформулировано 6 задач, каждая из которых в итоге позволит собрать определенные данные об учебном процессе. На основании полученных данных будут сделаны выводы и разработана улучшенная версия программы, позволяющая сильнее мотивировать школьников на обучение.

Обратите внимание, что после каждой задачи дается краткое пояснение того, для чего она нужна и что мы планируем получить в итоге (ощутимость и достижимость). На этапе разработки плана НИР, определении цели и задач научной работы, такие пояснения нам необходимы. Прочитав каждую задачу, мы понимаем, что будет в нее включено и какую взаимосвязь она имеет с другими задачами и с целью НИР. Далее, при подготовке отчета о проведении НИР эти пояснения можно убрать, оставив лишь основную часть задачи.

Хорошо сформулированные цель и задачи НИР обязательно взаимосвязаны между собой и должны составлять неотъемлемую часть всего процесса разработки исследования, т.е. должны хорошо вписываться в весь процесс его выполнения. Они дают вам ощущение понятности происходящего и позволяют перейти к главному – заняться непосредственно самим исследованием.

 Тема: Гипотеза исследования.

Задание: Создать краткий конспект.

Гипотеза — это предположение о возможном методе, технологии или модели для решения проблемы или усовершенствования существующей технологии или процесса. Истинность гипотезы подтверждается или опровергается в выводах студенческой работы или диссертационного исследования.

Гипотеза рассматривается в соответствии с двумя критериями:

·                     научная обоснованность и ясность для самих исследователей;

·                     возможность проверки посредством научных методов.

Изучение и подтверждение истинности гипотезы проводится с использованием аналитического, компаративного и других методов. Таким образом, в ходе исследования ученый проверяет свои предположения, возникшие в процессе ознакомления с проблемой.

Для точного формулирования гипотезы исследования часто используются следующие шаблоны:

1.                  Предположим, что … будет улучшено, благодаря…

2.                  Можно ожидать, что под воздействием … произойдет…

3.                  Допустим, что если … будет успешным, то…

4.                  Можем предположить, что улучшение будет наблюдаться после применения….

Получается, что прежде, чем приступать к постановке гипотезы исследования, необходимо разобраться в теме исследовательской работы и выявить главную проблему, требующую решения.

Как составить гипотезу исследования

Чтобы сформулировать гипотезу, прежде всего необходимо представить, как научные вопросы, рассматриваемые в вашей работе, могут повлиять на рассматриваемые явления или процессы. Потом в практическом разделе необходимо провести тщательный анализ или серию экспериментов, подтверждающих или опровергающих вашу гипотезу.

Рассмотрим некоторые образцы гипотезы исследования для курсовых и дипломных работ:

Тема работы

Гипотеза

Образ семьи в современной детской литературе

Предположим, что современные книги для детей 7-10 лет формируют у читателей образ идеальной семьи

Управление кадрами мебельного предприятия

Предположим, что более эффективное использование кадров принесет пользу предприятию в виде увеличения прибыли

Развитие винодельческой промышленности в СССР в период новой экономической политики

Изменения в законодательстве, вероятно, приводят к изменениям в культуре потребления алкогольных напитков

Анализ горной фауны Кавказа

Допустим, что климат Кавказских гор способствует формированию кочевого образа жизни копытных этого региона

Итак, мы пришли к выводу, что не стоит осложнять задачу – нужно выбрать четкие формулировки и представить гипотезу, которую легко анализировать самостоятельно.

Перед написанием гипотезы исследования для дипломной или курсовой необходимо выбрать список литературы, которая будет использоваться, выделить актуальность исследования, сформулировать его предмет и объект, поставить задачи и цели. Иногда бывает лучше написать введение после завершения основной части работы.

Таким образом, гипотезу для студенческой научной работы часто можно выразить всего одним предложением. Однако ее развитие содержится во всех главах исследования. Не стоит забывать, что решение той или иной проблемы должно быть изложено в основной части. Если в ходе ее написания вы меняете общую концепцию работы, потребуется внести изменения в существующую гипотезу или выдвинуть новую.


 Тема: Практическое занятие №2.Определение темы и актуальности, практической значимости исследования.

Задание: Выполнить практическое задание.

1. Выберите тему исследования (можете взять тему своей дипломной работы).

2.Определите актуальность данной темы, ее практическую значимость.

3. Запишите в тетрадь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Здравствуйте, уважаемые обучающиеся!   Меня зовут Дорошенко Анастасия Андреевна! С 14 марта 2024 г. по 19 марта 2024 г.  обучение в коллед...